1. Тема: Самостоятельные и служебные части речи.
Цель: Понимание единства и взаимодействия самостоятельных и служебных частей речи в языке.
Задачи:
Обучающие:
– Углубить знания о самостоятельных и служебных частях речи;
– Формировать знания о служебных частях речи;
– Формировать умение опознавать, различать служебные части речи от самостоятельных частей речи;
– Формировать представление о языке как единой целостной системе.
Развивающие:
– Развить умение определять и использовать в письменной речи морфологические средства выразительности;
– Развить умение рассуждать, анализировать, делать выводы;
Воспитательные:
– Воспитать интерес к предмету, к слову;
– Воспитать коммуникативные способности учащихся.
2. Актуализация знаний:
Продолжаем изучение морфологии. Урок начнем с проверки домашнего задания (упражнение № 318 (третья часть)).
Вам надо было повторить изученное о частях речи, подумать в ходе работы о том, почему это нужно к сегодняшнему уроку.
А) Проверка домашнего задания
1 группа: Прочитать текст (домашнее задание), озаглавить, определить тип речи (схема строения фрагмента).
2 группа: Определить части речи, произвести разбор по членам предложения.
Б) Слово учителя: Какие части речи несут основную смысловую нагрузку? Какие присутствуют при них?
3. Слово учителя: Как будет звучать тема нашего урока? Какие будут цели?
Тема: Самостоятельные и служебные части речи.(слайд 1).
4. О роли, значимости и самостоятельных и служебных частей речи мы узнаем при выполнении следующего задания.
А) Задание для класса:
Определить роль самостоятельные и служебные части речи. Распределить слова по частям речи из следующего высказывания:
«Не стыдно и не вредно не знать. Всего знать никто не может, а стыдно и вредно притворяться, что знаешь, чего не знаешь » – к доске один ученик, работает с интерактивной доской. (слайд 2)
Л.Н. Толстой.
Б) Слово учителя: Мы уже говорили, что самостоятельные части речи несут основную смысловую нагрузку. При исключении их из предложения смысл теряется. Но при исключении из предложения всех служебных частей речи смысл тоже потеряется.
В) Чтение учащимся текста без служебных частей речи и его вывод: значит, нужны не только самостоятельные, но и служебные части речи.
5. Слово учителя: Самостоятельные части речи употребляются без служебных частей речи. Служебные части речи не употребляются без самостоятельных частей речи, так как не имеют лексического значения.
А) Дифференцированное задание: Составьте таблицу «Самостоятельные и служебные части речи» (Сильные ученики выполняют самостоятельно, слабым помогает учитель).
Самостоятельные части речи. | Служебные части речи. |
1.Имеют лексическое значение, отвечают на вопрос; | 1.Не имеют лексического значения, нельзя задать вопрос; |
2.Обладают морфологическими признаками, | 2.Не изменяются. |
3.Являются членами предложения; | 3. Не являются членами предложения; |
4.Имеют морфологический состав | 4.Не имеют морфологический состав |
6. Самопроверка (Слайд 3)
Физминутка.
7.Исследовательская работа (по группам).
Задание: Вставить пропущенные орфограммы, объяснить их; определить части речи, определить морфологические средства выразительности (метафоры, олицетворение, антитеза), определить их синтаксическую нагрузку, художественную роль.
1 группа: Лишь у Васьки синим чертополохом цв…ла радость (метафора). И ужас липкой гадюкой перев…вает горло (метафора).
2 группа: Улы…ка на устах, а на уме коварность (олицетворение). И сер…це уставало плакать от этих нест…рпимых мук. (слайд 4)
Ответы учащихся.
8. Вывод учителя: Роль самостоятельных частей речи огромна, их художественная изобразительность придает речи точность и особую выразительность.
Роль служебных частей речи в создании художественной образности также важна. Они усиливают смысловую нагрузку самостоятельных частей речи, определяют содержание текста.
Послушайте текст. Какая картина вам представилась? Благодаря чему?
Не ветра шумят холодные,
Не пески бегут зыбучие, –
Снова горе поднимается,
Словно злая туча черная…(Слайд 5).
Отвечают дети.
9. Слово учителя (введение нового понятия в урок): Нередко служебные части речи становятся основанием для особых стилистических фигур, изобразительных приемов. Один из них известен под названием психологический параллелизм, или отрицательное сравнение.
Речь идет о такой разновидности сравнения, в каком явления не сопоставляются, а противопоставляются. Этот прием характерен в народной поэзии.
Обратимся к отрывку из стихотворения «Элегия» (1830г.) А.С.Пушкина. Что говорит пушкинское «но»? (слайд 6)
Безумных лет угасшее веселье.
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино, печаль минувших дней
В моей душе чем старше, тем сильней<…>
Но не хочу, о други умирать,
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…
Отвечают учащиеся.
Обобщение учителя: «Но» выражает пушкинское жизнеутверждающее начало, его оптимистическое мировоззрение.
10. Итог урока: Какой вывод напрашивается из урока? Какова функция самостоятельной части речи, служебной части речи? В чем их различие? Есть ли сходство? – отвечают учащиеся.
Вывод учителя: Русский язык – удивительно богатый и красивый язык. Наши слова делятся на самостоятельные и служебные части речи. Самостоятельные или знаменательные части речи обозначают предметы, признаки, действия, количество, указывают на предмет, не называя его; без них наша речь порой не имеет смысла, служебные части речи не употребляются без самостоятельной части речи, без них ничего не значат, но, находясь рядом с самостоятельной частью речи, они определяют содержание высказывания, усиливают значение знаменательных частей речи, их использование позволяет выразить себя в слове, позволяет овладеть несметными богатствами русского языка.
Послушайте высказывание И.А. Гончарова: «…язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего человека: его ума, того, что называется сердцем, он выразитель воспитания, всех сил умственных и нравственных».
Что выражает это высказывание Ивана Андреевича Гончарова?
(слайд 7)
11. Этап рефлексии: Напишите сочинение рассуждение на тему: «Почему дружат самостоятельные и служебные части речи?».
12.Домашнее задание (дифференцированное): Упражнение № 327
Дополнительно (по выбору) творчество А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова. Выписать примеры психологического параллелизма (1-2 примера)). (Слайд 8)