с. Найхин, ул. Школьная, 36
 
Урок-диалог  по литературе в 7 классе  по теме: «В мире художественного слова С.А. Есенина»

Урок-диалог по литературе в 7 классе по теме: «В мире художественного слова С.А. Есенина»

Урок-диалог по литературе «В мире художественного слова С.А. Есенина»

(Анализ стихотворения «Отговорила роща золотая…»)

 Цели урока:

– Обучающие:

1) расширить кругозор учащихся о творчестве С. Есенина;

2) углубить знания об особенностях лирической поэзии;

3) формировать умения объяснять художественное слово;

4) совершенствовать навык выразительного чтения;

5) подготовить к работе над домашним сочинением-анализом лирического произведения.

– Развивающие:

1) развитие аналитического мышления;

2) развитие познавательного интереса к поэзии;

3) развитие творческих способностей учащихся.

– Воспитательные:

1) воспитать бережное отношение к русскому языку;

2) воспитание толерантности у учащихся.

 Оборудование урока:

1) Компьютер, экран, проектор.

 Ход урока

1. Организационный момент.

 Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Постановка цели урока. Запись числа. Вступительное слово учителя.

Мы продолжаем изучение творчества С.А. Есенина. Хочу напомнить, ребята, вам слова Б. Пастернака о поэте:

«Со времени Кольцова земля русская не производила ничего более коренного, естественного, уместного и родового, чем Сергей Есенин…

Вместе с тем, Есенин был живым, бьющимся комком той артистичности, какую вслед за Пушкиным мы зовем высшим моцартовским началом, моцартовской стихией». (Слайд 1)

2. Запишите тему урока в тетради. А эпиграфом к занятию я взяла слова литературоведа М.А. Рыбниковой о С.А. Есенине:

«Великое чудо поэзии открывает для нас красоту и богатство мира. Но чтобы сотворить чудо, нужна волшебная палочка. Такая волшебная палочка в руках поэта – слово, яркое, эмоциональное, необычное. У поэзии свои законы, свой язык…»

(Слайд 2)

Согласны ли вы с утверждением литературоведа?

Запишите эпиграф в тетради. 

3. Актуализация изученного материала.

Групповая работа «Слово Есенина» (Анализ стихотворения «Я покинул родимый дом…»

1 группа:

– Слова и словосочетания, обозначающие образы, с которыми в сознании поэта связан родной край.

– Символическое значение голубого и золотого цветов.

2 группа:

– Метафоры, их роль в стихотворении.

– Образ Руси в стихотворении.

4. Слово учителя: Сегодня мы прочитаем и попытаемся проникнуть в мир лирического произведения «Отговорила роща золотая…», посмотрим, какой волшебной палочкой владел С. Есенин, чтобы творить чудо, будем учиться понимать язык этого стихотворения, работать над словом.

5.  Чтение учителем (наизусть) стихотворения. (Слайд 3)

6. Беседа с классом.

Каким настроением пронизано стихотворение?

– Грустным, печальным.

Как выражается это настроение? Какие ключевые слова могут обозначать грусть?

– Журавли, странник, один, всех ушедших, равнина голая, не может согреть, роняет тихо, грустные слова, ненужный ком.

В каком значении даны эти слова? В прямом или в переносном?

Обобщение: Да, ребята, в этом лирическом произведении много автологических (употребляемых в прямом значении стихи и строфы) прекрасных стихов, где прямо выражаются мысли автора о быстротечности всего живого, о том, что «ничего в прошедшем мне не жаль» – ни «юности веселой», ни «лет, растраченных напрасно».

Это стихотворение отличается от стихотворений, написанных поэтом ранее и по звучанию, и по тональности.

О чем же это стихотворение? Какова его тема?

– В этом произведении звучит общая тема увядания: 1) тема судьбы, 2) в целом, тема смысла человеческой жизни.

Человеческая жизнь охватывает рождение, детство, юность, зрелость, старость, смерть.

О каких двух ступенях жизни говорится в стихотворении?

– О юности и увядании.

Какова морфологическая структура темы юности?

– «Веселым языком, широким месяцем, голубым прудом юности веселой, сиреневую цветь (части речи – существительное + прилагательное).

Тема увядания?

– отговорила, не жалеют, печально пролетая, оставит дом, стою один, в прошедшем не жаль, растраченных напрасно, не может он согреть, не обгорят, от желтизны, не пропадет, дерево роняет, роняю грустные слова, ветром разметая, сгребет. (В основном глаголы, деепричастия, причастия)

Тема юности – прилагательное + существительное, тема увядания – глагол, деепричастие, причастие. Почему так?

– В теме  увядания преобладают весомые части речи, которые заключают в себе действие. Это не случайно. В молодости – в этой солнечной поре жизни – краски всегда ярки, радужны, прекрасны. В пору увядания – все краски иные.

Каков цветовой фон стихотворения?

– Золотая, голубым, сиреневую, красной, желтизны.

О какой поре жизни эти слова, прилагательные?

Рассуждения учащихся: Да, о поре молодости, юности веселой, когда все расцвечено светлыми тонами. И в тоже время поэт говорит: «…ничего в прошедшем мне не жаль…».

Физкультминутка.

Что рассказанное в автобиографии, в других источниках дает возможность ответить на вопрос?

Ответы учащихся:

– Поэт говорит не только о веселой молодости, и о том, что жизнь быстротечна.

– Да, здесь звучит не только тема юности, но и тема увядания. Об этом говорит весь синтаксический строй лирического произведения.

Каков синтаксис этого произведения?

– 1 строфа: ссп; 2 строфа: пп, бсп, пп; 3 строфа: 3ссп; 4 строфа: бсп, ссп; 5 строфа: ссп, спп; 6 строфа: 2ссп.

Что позволяет увидеть конструкция сложных предложений?

– Конструкция сложных предложений раскрывает эти две темы – юность и увядание – они тесно связаны между собой.

– Отговорила роща золотая березовым веселым языком, и журавли, печально пролетая, уж не жалеют больше ни о ком.

Но смысловая нагрузка ложится на вторую тему – тему увядания. Такова композиция стихотворения.

Какова основная мысль стихотворения?

– Поэт говорит о быстротечности жизни, о том, что ничто не вечно, но унывать об этом не стоит.

В природе какое время года увядание?

– Осень.

Какие виды искусства близки поэзии, могут также рисовать осень?

– Живопись, музыка.

Перед вами картина Виктора Борисова-Мусатова «Осенняя песнь» (1905 г.) (Слайд 4).  Искусство живописи заключается в том, что с помощью красок художник передает свои мысли и переживания

В чем сходство этого полотна с произведением С. Есенина?

– В цвете, композиции, настроении. Мы видим в картине отражение холодного бледно-серого неба, видим усталые, опущенные ветви берез, треугольник журавлиной стаи. Художник пишет картину красками, поэт – словами, изобразительно-выразительными средствами языка.

Какие тропы использует поэт для передачи состояния лирического героя?

Самостоятельная работа учащихся: Найти метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения.

Какой прием использован в первой строфе? (Сочетания гласных звуков – ассонанс.) Кроме этих средств, есть риторический вопрос – «кого жалеть?». О чем он?

И все-таки в центре стихотворения – не пейзаж и не тема ухода, увядания. В центре – тема поэта, его творчества.

В какой строфе она возникает?

– 5,6 строфах.

Чтение строф 1 учеником:

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава,

Как дерево роняет тихо,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком…

Скажите так… что роща золотая

Отговорила милым языком…

«Роща золотая» – что это? Как вы думаете, о чем говорит поэт относительно темы творчества.

– Это его наследие.

Какой прием использован в этом случае?

– Метафора «роща золотая» – это его творчество, его наследие.

Какова основная мысль стихотворения, в таком случае?

– Основная мысль – поэт успел сказать свое слово, он отговорил «милым языком», потому у него нет сожаления о юности веселой. Стихи написаны ямбом, поэтому мелодичны, напевны.

Обратите внимание на слова Б. Пастернака о С. Есенине, какие слова можно отметить? (Моцартовским началом, моцартовской стихиею). Это стихотворение стало песней. Послушайте песню в исполнении ансамбля «Золотое кольцо».

Каков мир художественного слова С. Есенина? Обладал ли поэт волшебной палочкой?

– Художественное слово С. Есенина удивительно, оно напевно, несмотря на грустные ноты в стихотворении, в душе чувствуешь какое-то просветление.

Слово учителя: о Есенине М. Горький скажет так: «Есенин – это орган, созданный самой природой». Талант Есенина «все превращает в золото поэзии» сотворил чудо, даже не имея волшебной палочки.

Слайд 4.

7.  Итог урока.

Что вы поняли из анализа стихотворения С.А. Есенина «Отговорила роща золотая»?

8. Ответы некоторых учащихся:

– С. Есенин был очень молодым человеком, но как я читал, думал, представляя образы стихотворения: журавлей, одинокого человека, голую равнину – становилось грустно.

– Но мы узнали глубже его творчество: благодаря утверждению о том, что «роща золотая» – это его наследие, я обрадовался. И это наследие никогда не канет в лета.

9. Выставление отметок (учащиеся сами оценивают себя, обоснуя отметки)

10. Домашнее задание:

– Выучить наизусть стихотворение.

– Написать сочинение-анализ стихотворения «Отговорила роща золотая…».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *