Свою педагогическую деятельность строю в соответствии с современными требованиями к образованию. Поэтому большое внимание уделяю технологиям интерактивного обучения. Она помогает формировать коммуникабельность. Положительную мотивацию к умственному труду, развивает креативное мышление, создаёт условие для реализации личности ребёнка. Известный психолог Коротаева Е.В. считает, что такая форма обучения, где знание добывается в совместной деятельности через диалог, полилог учащихся между собой и учителем. Специфической чертой учебного диалога является наличие постоянной обратной связи между учителем и учащимися, осуществляемой в самых различных формах: устной, письменной и знаковой.
Интерактивное обучение следует рассматривать как многомерное явление, которое на каждом этапе занятие решает одновременно три задачи:
- учебно-познавательную (предельно-конкретную);
- коммуникативно-развивающую (связанную с общим эмоционально-интеллектуальным фоном процессом познания);
- социальную (результаты которого проявляются и за пределами учебного времени и пространства).
Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение. Оно начинается с трансформации учебного пространства, когда собеседники обращены лицом друг другу.
Варианты организации учебного пространства
Подготовка к учебному диалогу начинается с определения темы урока. Последняя должна обязательно содержать проблему, поле «неясности», иначе пропадает сама основа для представления различных точек зрения.
Варианты свободного распределения учащихся по группам:
1) называю только количественный состав (по 3-4 ученика)и предоставляю учащимся возможность создать группы самим;
2) учащиеся при входе в класс берут карточки (различные по цвету и по форме – квадраты, треугольники, звёзды) и образуют соответствующие группы;
3) при входе раздаю цветные карточки, которые являются пропускным билетом к тому или иному учебному столу.
После распределения учащихся в группы необходимо мотивационно подготовить учащихся к взаимодействию друг с другом. Параллельно с работой над непосредственным учебным заданием происходит формирование благоприятной коммуникативной среды, что подразумевает формы сотрудничества, которые способствуют совместной продуктивной деятельности.
В процессе интерактивного обучения выделяют следующие правила:
- основное внимание в процессе поиска совместного решения уделяется не личностям, а действиям группы;
- сознательный отказ позиции «иждивенца» в учебно-познавательной ситуации: нет «актёров» и «зрителей», все дети – участники;
- поддержка друг друга в совместной работе: каждый член микро группы заслуживает того, чтобы его выслушали не перебивая;
- уважение к другим в совместной работе: следует говорить так, чтобы тебя понимали; высказываться непосредственно по теме, избегая лишней информации;
- лидером может стать любой в зависимости от учебно-познавательной ситуации;
- цель совместной деятельности заключается не в соревновательности, не в «победе» какой – либо одной точки, а в возможности найти лучшее решение, узнав разные мнения по проблеме.
- В зависимости от ситуации (готовности класса к групповой формы обучения, степени сплоченности коллектива) изначально обозначаю допустимые и недопустимые формы взаимодействия, не допускаю конфликтных ситуаций, напоминаю нормы работы в группе:
- Веди себя достойно;
- Внимательно слушай задание, старайся работать четко и быстро;
- Помни, что время для выполнения ограниченно;
- Учись слушать своих одноклассников
- Помогай членам группы, если они обращаются к тебе;
- Группа решает, кто будет говорить от их имени, слово предоставляется каждому желающему;
- После сигнала обсуждение в группах заканчивается.
Постепенно врабатываются и осваиваются на практике нормы «совместимости»:
1) Готовность настроиться на актуальное состояние собеседника (понять и принять)
2) Соблюдение правила «Человека отличает не только умение говорить, но и умение слушать»;
3) Использование поддерживаемых приёмов общения: доброжелательная интонация, умение задавать конструктивные вопросы.
Каковы же действия учителя во время интерактивных занятий? Нужно держать под контролем обсуждение в группах. На этапе презентации групповых решений ученики обязательно должны задать вопросы друг другу и внимательно выслушать ответы. Учителю необходимо проследить, чтобы вопросы не прозвучали агрессивно: «А почему вы не назвали…?», «А почему у вас нет…?». Такая постановка вопросов не направлена на понимание и принятие иного варианта решения, но уже содержит оценку – и обычно негативного характера. Эта потенциальная агрессивность вызывает закономерную ответную реакцию, поскольку каждая группа предполагает, что её решение самое лучшее. Умение задавать вопросы необходимо для любого уважающего себя и других человека. Поэтому важно чуткое контролирование интонации звучащих вопросов и ответов.
Таким образом, от учителя на интерактивных занятиях требуется целенаправленная работа по развитию таких социально значимых качеств как толерантность, терпимость, готовность к принятию иных взглядов.