Все мы прекрасно знаем, что конфликт является неотъемлемой частью повседневной жизни. Конфликт с любым человеком может произойти где и когда угодно…на работе, дома, в магазине, улице…Но часто ли мы думаем, как этот конфликт можно было избежать?К сожалению, об этом задумываются не многие и в редких случаях только после конфликта, когда все сказанные негативные мысли и действия обрушились на Вас или на Вашего собеседника. А ведь их можно было избежать…
- Конфликт
- Часто конфликты возникают и в учебной среде, что конечно, негативно сказываются на психике ребенка. А часто, конечно, подвергаются конфликтам дети подросткового возраста. Как же быть в ситуации конфликта педагога и ученика? Психологи в области конфликтологии утверждают, что если конфликт произошел между педагогом и учеником необходимо педагогу “замять” этот конфликт в шутливой форме, либо отложить разговор (если конфликт происходит на глазах других). Нельзя во время конфликта затрагивать личность ученика и значимых для него взрослых.
- Психологи занимающиеся изучением конфликтологии выдвинули несколько рекомендаций по поводу выхода из конфликтной ситуации:
- Дайте партнеру “выпустить пар”. Если партнер раздражен и агрессивен, договориться с ним зачастую невозможно, поэтому постарайтесь помочь ему снизить внутреннее напряжение. Во время его “взрыва” рекомендуется вести себя спокойно, уверенно, но не высокомерно.
- Сбивайте агрессию неожиданными приемами. Например, задайте неожиданный вопрос совсем о другом, но значимом для партнера деле или доверительно попросите у конфликтующего собеседника совета.
- Не давайте партнеру отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах. Не говорите: “Вы меня обманываете”, а лучше звучит: “Я чувствую себя обманутым”.
- Попросите сформулировать желаемый конечный результат и проблему как цепь препятствий. Проблема – это то, что надо решать, а отношение к человеку – это фон, условия, в которых приходится принимать решение. Не позволяйте эмоциям управлять вами. Вместе с собеседником определите проблему и сосредоточьтесь на ней: отделите проблему от личности.
- Предложите клиенту высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои варианты решения. Не надо искать виновных и объяснять создавшееся положение. Ищите выход из него. Вариантов должно быть много, чтобы выбрать лучший, который сможет удовлетворить интересы обоих партнеров по общению.
- В любом случае дайте партнеру “сохранить свое лицо”. Не следует отвечать агрессией на агрессию и задевать достоинства партнера. Давайте оценку поступкам, а не личности.
- Отражайте, как эхо, смысл высказываний и претензий. Употребление фраз типа “Правильно ли я Вас понял?”, “Вы хотели сказать:” устраняет недоразумения и демонстрирует внимание к собеседнику, что уменьшает его агрессию.
- Не бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину. К извинениям способны уверенные и зрелые люди, поэтому это обезоруживает партнера по общению и и вызывает у него уважение и доверие.
- Ничего не надо доказывать. В конфликте никто никогда и никому ничего не смог доказать, так как отрицательные эмоции блокируют способность понимать и соглашаться. Это пустая трата времени и бесполезное занятие.
- Замолчите первым. Не от собеседника – “противника” требуйте: “Замолчи”, “Прекрати”, а от себя. Но молчание не должно быть окрашено злорадством и вызовом.
- Не характеризуйте состояние оппонента. Такие фразы отрицательного эмоционального состояния партнера, как “Что ты злишься/ нервничаешь/ бесишься”, только укрепляют и усиливают конфликт.
- Независимо от результата разрешения противоречий старайтесь не разрушать отношения.
Побольше Вам положительных ситуаций и эмоций при взаимодействии с другими людьми :-)