с. Найхин, ул. Школьная, 36
 
Детская тревожность…

Детская тревожность…

В современном мире, человек должен обладать многими интеллектуальными, личностными особенностями…Но с набором этих требований, ребенок, который немного не совпадает с такими критериями и требованиями (не успешен в учебной деятельности, часто попадает в ситуацию неуспеха) проявляет повышенную тревожность…

По данным статистики, за последние 20 лет не только в России, но и во всем мире на 25­30% возросло количество агрессивных, гиперактивных, аутичных и тревожных детей. 

Тревожность – это не тревога. Если верить филологам, слово «тревожный» появилось в словарях русского языка с 1771 года и означало состояние человека в результате трижды повторенного сигнала об опасности. Как психологическую проблему наличие повышенной тревожности, в первую очередь у детей, стали выделять во второй половине XX века.
Следует отличать тревогу от тревожности. Тревога – это совершенно нормальное и естественное периодическое состояние беспокойства. Например, ребенок волнуется перед выступлением на утреннике в детском саду или, разбив во время игры вазу, переживает, что скажет мама. Если состояние тревоги становится постоянным и начинает прослеживаться во всех видах деятельности: играх, прогулках, общении с родителями, – это уже проявление тревожности. 

Каждому ребенку в разном возрасте присущи различные страхи: от 1 года до 3 лет преобладает боязнь темноты и страх одиночества; с 3 до 5 лет к ним прибавляется страх неожиданных звуков, боли и замкнутого пространства; с 5 до 7 лет – страх смерти и наказания. В ситуации, когда у ребенка формируется много страхов, как реальных, так и выдуманных, также можно говорить о наличии тревожности.
Что касается причин возникновения тревожности, большинство ученых считают, что в дошкольном и младшем школьном возрасте – это в основном нарушение детско-­родительских отношений. Девочки больше волнуются по поводу сохранения взаимоотношений с родителями например – во время развода, а мальчиков в большей степени беспокоит насилие и наказание за какой­нибудь проступок.
Как установили психологи, через 1,5-­2 месяца после начала первого учебного года у новоиспеченных школьников резко повышается уровень тревожности. В связи с этим им необходим 7-10 ­дневный отдых и щадящий режим.

Как выявить тревожного ребенка
Наличие повышенной тревожности у ребенка со временем может стать причиной неврозов и сильных психических расстройств. Поэтому очень важно как можно раньше определить характер чрезмерного беспокойства малыша и постараться помочь ему.
Тревожного ребенка можно легко выявить по некоторым элементам поведения. Такие дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, боятся новых знакомств, держатся особняком. В их взгляде прослеживается неуверенность в себе. При беседе они очень самокритичны, думают, что намного хуже других. В своих поступках постоянно ищут поощрения и одобрения взрослых. Тревожные дети часто жалуются на боли в животе, головокружение, спазмы в горле. Подобные симптомы в дальнейшем могут перерасти в серьезные психосоматические болезни.

Признаки тревожности
1. Ребенок не может долго работать, не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чем­то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий испытывает напряжение и скованность.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9. Руки у него обычно холодные и влажные.
10. Часто бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Засыпает с трудом и беспокойно спит.
14. Пуглив, многое вызывает страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается по пустякам.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.
Напротив каждого признака поставьте знак «плюс» в случае согласия и знак «минус», если вы не согласны. Суммируйте количество положительных ответов, чтобы получить общий балл тревожности.
15-20 баллов – высокая тревожность
7-15 баллов – средняя тревожность
1-6 баллов – низкая тревожность

Что делать? 
Взаимодействие с тревожными детьми должно быть направлено в первую очередь на повышение самооценки и снятие мышечного напряжения у ребенка.
Во время проведения игр или общения  необходимо стараться избегать критики ребенка, всегда обращаться к нему по имени и не предъявлять завышенных требований. Необходимо ограничить наказания и обращаться к ним только в крайних случаях. Взрослым особенно важно постоянно демонстрировать своим примером образцы уверенного поведения в повседневной жизни. Ниже приведены примеры игр, направленных на уменьшение беспокойства и расслабление детей 4-8 лет, время выполнения: от 3 до 5 минут. Игры могут проводиться как с одним ребенком, так и с группой из четырех – пяти человек.

Вот примеры некоторых игр:

«Смена ритмов» (цель: помочь ребенку включиться в общий ритм работы).
Для привлечения внимания вы начинаете хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам считать: раз, два, три, четыре… Дети должны начать повторять ваши действия. Постепенно хлопайте все реже, считайте все тише и медленнее.

«Шалтай-­Болтай» (цель: расслабить мышцы рук, спины и груди).
Предложите ребятам поставить маленький спектакль, который называется «Шалтай­-Болтай» и начинайте читать стихотворение С. Маршака:
Шалтай-­Болтай
Сидел на стене.
Шалтай-­Болтай
Свалился во сне.
Участники должны поворачивать туловище вправо­влево, руки при этом свободно болтаются. На слова «свалился во сне» – тело резко наклоняют вниз.

«Зайки и слоники» (цель: уменьшить беспокойство и способствовать повышению самооценки).
Ведущий говорит детям: «Сначала мы будем с вами зайчиками­трусишками. Покажите, как они дрожат, когда чувствуют опасность. А что делают зайки, когда видят злого волка или лису? Поджимают уши, сжимаются, хвостик и лапки трясутся». Ребята обыгрывают ситуацию несколько минут. Ведущий продолжает: «А теперь мы с вами будем изображать большого, сильного и смелого слона. Что делают слоны, когда видят тигра?» Дети изображают бесстрашного слона.

Если вам не удалось уменьшить тревожность ребенка – он продолжает беспокоиться по любому поводу, замыкается в себе или, наоборот, становится чрезмерно раздражительным, – лучше всего обратиться за квалифицированной помощью к психологу. Хочется еще раз подчеркнуть, что обязательным условием гармоничного физического и психического развития ребенка всегда было и будет наличие крепкой и здоровой психологической атмосферы как в домашней обстановке, так и в учебном процессе…

Часть информации использована с журнала “Детский городОК”, №11, июль 2011г.