Пути выхода из конфликтной ситуации

08.11.2012 в Воспитателю, Кабинет психолога, Новости

Все мы прекрасно знаем, что конфликт является неотъемлемой частью повседневной жизни. Конфликт с любым человеком может произойти где и когда угодно…на работе, дома, в магазине, улице…Но часто ли мы думаем, как этот конфликт можно было избежать?К сожалению, об этом задумываются не многие и в редких случаях только после конфликта, когда все сказанные негативные мысли и действия обрушились на Вас или на Вашего собеседника. А ведь их можно было избежать…

 

Конфликт
Часто конфликты возникают и в учебной среде, что конечно, негативно сказываются на психике ребенка. А часто, конечно, подвергаются конфликтам дети подросткового возраста. Как же быть в ситуации конфликта педагога и ученика? Психологи в области конфликтологии утверждают, что если конфликт произошел между педагогом и учеником необходимо педагогу “замять” этот конфликт в шутливой форме, либо отложить разговор (если конфликт происходит на глазах других). Нельзя во время конфликта затрагивать личность ученика и значимых для него взрослых.
Психологи занимающиеся изучением конфликтологии выдвинули несколько рекомендаций по поводу выхода из конфликтной ситуации:

  1. Дайте партнеру  “выпустить пар”. Если партнер раздражен и агрессивен, договориться с ним зачастую невозможно, поэтому постарайтесь помочь ему снизить внутреннее напряжение. Во время его “взрыва” рекомендуется вести себя спокойно, уверенно, но не высокомерно.
  2. Сбивайте агрессию неожиданными приемами. Например, задайте неожиданный вопрос совсем о другом, но значимом для партнера деле или доверительно попросите у конфликтующего собеседника совета.
  3. Не давайте партнеру отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах. Не говорите: “Вы меня обманываете”, а лучше звучит: “Я чувствую себя обманутым”.
  4. Попросите сформулировать желаемый конечный результат и проблему как цепь препятствий. Проблема – это то, что надо решать, а отношение к человеку – это фон, условия, в которых приходится принимать решение. Не позволяйте эмоциям управлять вами. Вместе с собеседником определите проблему и сосредоточьтесь на ней: отделите проблему от личности.
  5. Предложите клиенту высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои варианты решения. Не надо искать виновных и объяснять создавшееся положение. Ищите выход из него. Вариантов должно быть много, чтобы выбрать лучший, который сможет удовлетворить интересы обоих партнеров по общению.
  6. В любом случае дайте партнеру “сохранить свое лицо”. Не следует отвечать агрессией на агрессию и задевать достоинства партнера. Давайте оценку поступкам, а не личности.
  7. Отражайте, как эхо, смысл высказываний и претензий. Употребление фраз типа “Правильно ли я Вас понял?”, “Вы хотели сказать:” устраняет недоразумения и демонстрирует внимание к собеседнику, что уменьшает его агрессию.
  8. Не бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину. К извинениям способны уверенные и зрелые люди, поэтому это обезоруживает партнера по общению и и вызывает у него уважение и доверие.
  9. Ничего не надо доказывать. В конфликте никто никогда и никому ничего не смог доказать, так как отрицательные эмоции блокируют способность понимать и соглашаться. Это пустая трата времени и бесполезное занятие.
  10. Замолчите первым. Не от собеседника – “противника” требуйте: “Замолчи”, “Прекрати”, а от себя. Но молчание не должно быть окрашено злорадством и вызовом.
  11. Не характеризуйте состояние оппонента. Такие фразы отрицательного эмоционального состояния партнера, как “Что ты злишься/ нервничаешь/ бесишься”, только укрепляют и усиливают конфликт.
  12. Независимо от результата разрешения противоречий старайтесь не разрушать отношения.

Побольше Вам положительных ситуаций и эмоций при взаимодействии с другими людьми 🙂

Комментирование закрыто, но вы можете использоватьобратную ссылку и пинги.

Перейти к верхней панели